На главную Написать письмо Карта сайта

Мероприятия посвященные Всемирному дню водных ресурсов

06.02.2007

Пресс-конференция Руководителя Донского бассейнового водного управления

Модель управления речным бассейном во всем мире рассматривается как наиболее эффективная модель комплексного управления водными ресурсами. В связи с этим в России в настоящий момент действует 14 водных управлений, расположенных в бассейнах наиболее крупных рек России. На территории Ростовской области располагается головной офис одного из таких управлений - Донского бассейнового водного управления Федерального Агентства водных ресурсов, управляющего всеми водными ресурсами на территории шести субъектов Российской Федерации: Курской, Липецкой, Тамбовской, Белгородской, Воронежской и Ростовской областей.
Основной целью создания единой системы управления водными ресурсами бассейна, является оптимизация водопользования, увеличение располагаемых к использованию водных ресурсов в целом по бассейну за счет использования единого бассейнового подхода к управлению водными ресурсами, сочетающего общебассейновые интересы с административно-территориальными.

Пресс-конференция Руководителя Донского бассейнового водного управления Федерального Агентства водных ресурсов Никанорова Вадима Анатольевича

«Водные ресурсы бассейна реки Дон. Проблемы и пути их решения». «Интерфакс-Юг» 22 марта 2005 г.

Модель управления речным бассейном во всем мире рассматривается как наиболее эффективная модель комплексного управления водными ресурсами. В связи с этим в России в настоящий момент действует 14 водных управлений, расположенных в бассейнах наиболее крупных рек России. На территории Ростовской области располагается головной офис одного из таких управлений - Донского бассейнового водного управления Федерального Агентства водных ресурсов, управляющего всеми водными ресурсами на территории шести субъектов Российской Федерации: Курской, Липецкой, Тамбовской, Белгородской, Воронежской и Ростовской областей.

Основной целью создания единой системы управления водными ресурсами бассейна, является оптимизация водопользования, увеличение располагаемых к использованию водных ресурсов в целом по бассейну за счет использования единого бассейнового подхода к управлению водными ресурсами, сочетающего общебассейновые интересы с административно-территориальными.

Река Дон и её притоки являются типично равнинными реками. Питание их, в основном, происходит водами, образующимися от таяния зимних запасов снега и в значительной меньшей степени - грунтовыми и дождевыми водами. Ресурсы речных вод бассейна реки Дон в средний по водности год составляют 28,7 кубокилометра, а в маловодные годы объем стока снижается до 13,7 кубокилометра.

Водные ресурсы используются очень эффективно – в средний по водности год более 60% стока отбирается для хозяйственных целей. Особо напряженная водохозяйственная обстановка сложилась на Нижем Дону на территории Ростовской области как замыкающем участке бассейна, где сконцентрированы все негативные факторы отрицательного влияния на водные объекты.

Годовой ход стока на реках рассматриваемой территории характеризуется обычно высоким весенним половодьем и низкой летне-осенней и зимней меженью. Доля весеннего стока на разных реках составляет 60-90% общего годового объема стока, иногда в особо маловодные годы на малых водотоках весь сток проходит весной.

После спада весеннего половодья наблюдается отчетливо выраженный период летне-осенней межени с более или менее равномерной водностью, повышающейся при отдельных дождевых паводках. Некоторые малые реки южной части территории в летнюю межень пересыхают, превращаясь в ряд разобщенных плесов.

Зимой во время интенсивных оттепелей на реках происходят значительные подъемы воды. Паводки зимнего периода по частоте и высоте подъемов уровней, как правило, превышают летне-осенние и нередко сопровождаются разрушением ледостава.

Бассейн р. Дон полностью или частично включает территорию 3-х областей Украины (Харьковская, Донецкая, Луганская).

В настоящее время по трансграничным водным объектам (рр.Сев. Донец, Миус, Кундрючья, Каменка, Тузлов) взаимоотношение между Россией и Украиной формируются в соответствии с «Соглашением между правительствами Украины и России о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов», подписанным 19 октября 1992 года.

Это соглашение определяет основные принципы совместного использования вод, содержания гидротехнических и водоохранных сооружений, выполнение восстановительных и защитных мероприятий, сохранение на оптимальном уровне биоресурсов водных объектов, предотвращение загрязнения вод и их вредного воздействия, наблюдений за состоянием поверхностных вод, регулярного обмена информацией и прогнозами.

Согласован порядок организации работ по управлению водными ресурсами бассейна р. Северский Донец, осуществляется программа совместного аналитического контроля за гидрохимическим состоянием трансграничных водных объектов, установлены требования по соблюдению гидрологических и гидрохимических показателей в пограничных створах.

Систематически проводятся совещания и рабочие встречи Уполномоченных (1раз в год) и их заместителей (не реже 2-х раз в год), рассматриваются конкретные вопросы, принимаются решения, производится оперативный обмен информацией.

В рамках Соглашения в феврале 2005 г. в г.Ростове-на-Дону проведена встреча заместителей Уполномоченных Сторон, выработан режим наполнения и сработки водохранилищ в бассейне р. Северский Донец в период половодья и утверждена программа мониторинга качества вод.

В г. Курске, на третий квартал текущего года запланирована встреча Уполномоченных Правительства Российской Федерации и Кабинета Министров Украины, на которой определяться условия водопользования, требования к гидрологическому и гидрохимическому режиму рек на 2005-2006 годы.

Федеральное Агентство водных ресурсов через свои бассейновые органы управления осуществляет взаимодействие с водопользователями, выдачу лицензий и заключение договоров на водопользование, проведение государственной водохозяйственной экспертизы и другие действия, связанные с управлением водными ресурсами. Для поддержки деятельности бассейновых органов государственного управления им переданы подведомственные организации в виде соответствующих федеральных государственных учреждений и государственных унитарных предприятий, задачей которых является выполнение технических и отдельных распорядительных функций, связанных с осуществлением бассейнового планирования и регулирования, а также для выполнения водохозяйственных работ. Указанные учреждения и предприятия образуют инфраструктуру управления водопользованием на бассейновом уровне.

В настоящий момент, в связи со сложной водохозяйственной обстановкой, приоритетными являются водохозяйственные мероприятия, направленные на предотвращение затопления населенных пунктов и объектов экономики паводковыми водами.

Ежегодно с надеждой и тревогой в Ростовской области ждут наступления весенней оттепели с разливами талой воды, оживляющей пойменные пастбища, зовущей рыбу на нерест, для сохранения былого богатства Донского края.

После строительства Цимлянского гидроузла с водохранилищем приток донской воды в Азовское море во время половодья сократился почти наполовину. Необходимо задерживать воду и создавать запасы для орошения и судоходства т.е перераспределять водные ресурсы с уменьшением попусков весной и увеличением в летне-осенний период. Соответственно появились и безвозвратные потери воды на испарение с поверхности водохранилища и с территории полей, а также потери связанные с фильтрацией из водохранилища и оросительных каналов. Начали проявляться процессы заболачивания земель и разрушения берегов. На Нижнем Дону такие отрасли, как судоходство и орошение, продолжают считаться приоритетными, даже если это наносит невосполнимый ущерб единой экосистеме региона. Давно назрела необходимость в период нереста рыбы полностью запретить судоходство.

Управляемое Цимлянской плотиной положение на Нижнем Дону перестало быть стихийным и зачастую разрушительным, но вместе с тем были утрачены сложившиеся тысячелетиями благоприятные условия для оздоровления реки, очищения русла от накопившихся иловых отложений с выносом их на пойму, повышением плодородия заливных лугов, пастбищ и естественного воспроизводства рыбных запасов. Пойменные водоохранные территории на Нижнем Дону за более чем 50 лет существования водохранилища интенсивно осваивались, земля распахивалась – местами вплоть до уреза воды, не оставляя даже обязательной прибрежной полосы; строились животноводческие фермы, склады, заправки, располагались дачные участки. Очевидно, что безудержное освоение Донской поймы, принесло в большинстве случаев не только непоправимый материальный ущерб, но и прежде всего травмировалась психология людей, утверждалось бесхозяйственное отношение к природным ресурсам.

Несмотря на устойчивый стереотип о стихийной природе наводнений, факты заставляют утверждать, что сегодня наводнения делает человек. Вернее, они являются последствиями его не всегда обдуманной деятельности. А главным "орудием" этого зачастую являются гидротехнические сооружения. Вероятность аварий на гидротехнических сооружениях увеличивается в связи с сокращением сети гидрометслужбы, старением объектов, крайне недостаточным финансированием. Большинство гидротехнических сооружений эксплуатируются продолжительный период времени. Особую тревогу вызывает эксплуатация дамб, ограждающих накопители техногенных отходов. Авария с изливом на таком объекте приведет к катастрофе для всех близлежащих населенных пунктов. Ситуация усугубляется еще и тем, что накопители жидких отходов создавались в то время, когда технологий гидроизоляции еще не существовало.

На сегодняшний день только крупнейшие гидроузлы водохранилищ имеют укомплектованный и квалифицированный эксплутационный персонал. Отсутствие постоянных служб эксплуатации на малых гидроузлах значительно увеличивает риск возникновения аварийных ситуаций. Остро стоит проблема обеспечения напорных гидротехнических сооружений современной контрольно-измерительной аппаратурой для качественного ведения мониторинга их состояния. Техническое состояние гидротехнических сооружений год от года ухудшается. Возрастание риска аварий происходит также из-за нежелания органов местного самоуправления заниматься вопросами безопасности ГТС, находящихся на территории муниципальных образований.

Изменение экономической системы в стране привели к смене собственника на ГТС (многие из них остались бесхозными), утере необходимых в данном случае директивных мер по обеспечению работоспособного состояния сооружений. Экономические и финансовые трудности отодвинули на неопределенное время выполнение необходимых ремонтных и предупредительных мероприятий, резко снизили профессиональный уровень эксплуатационного персонала, что не замедлило сказаться на состоянии сооружений, их надежности, а, следовательно, на безопасности населения и имущества в зоне возможного поражения от гидроузлов.

Прослеживается тенденция старения гидротехнических сооружений. Большинство малых гидроузлов были построены, в основном, хозяйственным способом, без проектно-сметной документации, с низким качеством, они предназначены преимущественно для сельскохозяйственных предприятий, которые в настоящее время не могут обеспечить поддержание их в технически исправном состоянии. Для данного класса сооружений по условиям обеспечения безопасности срок эксплуатации 30 и более лет является критическим.

В целях совершенствования эффективной системы государственного управления использованием и охраной водного фонда, необходимо дальнейшее развитие водного законодательства Российской Федерации и законодательное закрепление новых механизмов государственного регулирования водопользования. Требуется его гармонизация с законодательством Европейского союза и других развитых стран. Это является необходимым условием для осуществления эффективного международного сотрудничества, условием вступления России во Всемирную торговую организацию, условием решения имеющихся трансграничных проблем по загрязнению водных объектов и вододелению.

Наиболее важным представляется ускоренное развитие водного законодательства, прежде всего принятие Водного кодекса Российской Федерации в новой редакции и других федеральных законов, обеспечивающих введение в действие эффективных механизмов государственного регулирования водопользования.

Одной из важных и актуальных в настоящее время задач является также законодательное регулирование и установление четкого процедурного порядка, дающего возможность для контролирующих, правоохранительных и судебных органов привлекать водопользователей к ответственности в случае нарушения ими требований законодательства по рациональному использованию и охране водных ресурсов, обеспечению безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений.

Эффективным финансовым механизмом, обеспечивающим решение вопросов возмещения ущербов от наводнений и иных проявлений вредного воздействия вод без участия бюджета, является страхование.

Повышение эффективности системы страхования возможно при введении обязательного страхования гражданско-правовой ответственности в случае аварий на напорных гидротехнических сооружениях и нанесения ущерба объектам экономики и населению.

Сложившаяся водохозяйственная обстановка в бассейне реки Дон требует активного принятия мер, направленных на оздоровление водных объектов, сокращение изъятия стока для использования за счет ликвидации потерь воды, внедрения совершенных технологий и комплекса мер по рациональному использованию и охране водных ресурсов. В 2005 году за счет средств федерального бюджета на территории Ростовской области планируется расчистка 8 малых рек, капитальный ремонт гидротехнического сооружения Низового водохранилища на р. Темерник, завершение 1-го этапа строительства Семикаракорских очистных сооружений, установление границ водоохранных зон водных объектов и закрепление их на местности водоохранными знаками. Всего на вышеперечисленные мероприятия в текущем году планируется затратить свыше 100 млн.рублей.

Сегодня – 22 марта – всё мировое сообщество отмечает Международный день воды для того, чтобы подчеркнуть то огромное значение, которое имеет вода для жизнедеятельности человека. Проблема чистой воды в мире на столько остра, что решением конференции ООН по окружающей среде и развитию с 1992 года 22 марта объявлен Международным Днем воды. В России этот праздник начали отмечать с 1995 года. В ряду экологических знаменательных дат этот день особенно важен, поскольку ежегодно запасы пресной воды на земле истощаются. Цель сегодняшнего праздника одна – привлечь внимание общественности к вопросам водопотребления и напомнить о том, что 97,5% всех запасов воды – это соленые морские воды и только 2,5% - это пресная вода, из которой 70% на сегодняшний день использовать не возможно, в связи с тем, что они сконцентрированы в горных и полярных ледниках. Таким образом, воды, которая может быть реально использована человеком чрезвычайно мало и она требует к себе очень бережного отношения. Об этом сегодня в различных странах будут говорить на круглых столах, семинарах, конференциях и выставках, главная тема которых – сохранение и развитие водных ресурсов.

Телефон для справок: 264-88-55 – зам. руководителя Березовская Наталья Яковлевна.

« Все новости